← Возврат к списку

Заключение ФАС России на проект технического регламента "О безопасности алкогольной продукции"

13 Апр 2011

Федеральная служба по регулированию

алкогольного рынка

Миусская пл., д.3, стр.4

г. Москва, 125993

О согласовании проекта

постановления

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела представленный на согласование проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении технического регламента о безопасности алкогольной продукции” и сообщает следующее:

1. Проект технического регламента о безопасности алкогольной продукции (далее – Проект) содержит ряд положений, которые противоречат действующим нормативно-правовым актам.

Проектом не допускается хранение алкогольной продукции с нарушением условий ее хранения и (или) совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению алкогольной продукции. Однако согласно действующим техническим условиям хранения алкогольной продукции “На площади складского помещения не допускается: хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару.” То есть, в первом случае хранение алкоголя вместе с другой продукцией не допускается, только если есть угроза загрязнения, во втором случае однозначно не допускается хранение ничего иного, кроме алкоголя.

Пункт 10 раздела 4 Проекта предусматривает процедуру уведомления Росалкогольрегулирования на бумажном носителе или в электронном виде о начале обращения алкогольной продукции с указанием даты начала обращения на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также описания и характеристик алкогольной продукции, производственного контроля, хранения, транспортировки, реализации и т.д. Таким образом, вводится дублирование действующих процедур контроля, появляется дополнительный административный барьер.

За Росалкогольрегулированием закрепляется осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции, изготавливаемой как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (пункт 12 Проекта), то есть устанавливается дополнительный контроль изготовления продукции зарубежными производителями.

В случае выявления в уведомлении недостоверной информации, выпуска в обращение алкогольной продукции, не соответствующей требованиям Проекта регламента, отсутствия государственной регистрации алкогольной продукции, а также обращения на рынке алкогольной продукции с описанием и характеристиками полностью совпадающими с описанием и характеристиками, указанными в представленном уведомлении, но под другим наименованием, Росалкогольрегулирование принимает решение о недопустимости обращения алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

На рынке находятся в обращении множество наименований алкогольной продукции, с совпадающими или практически полностью совпадающими описаниями и характеристиками (например, на рынке водки). Осуществление контроля в соответствии с вышеуказанным положением может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Понятия «описание» и «характеристики» Проектом не установлены.

В разделе V Проекта следует прописать принципы ведения Росалкогольрегулированием реестра уведомлений, предусмотрев открытость, общедоступность и полноту представляемой информации.

Согласно пункту 12 Проекта, в случае проведения Росалкогольрегулированием государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, требований настоящего регламента, условий, предусмотренных лицензиями, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции, а также за соответствием характеристик алкогольной продукции, технологических процессов ее изготовления, производственного контроля, хранения, транспортировки, реализации, утилизации, маркировки, информации указанной в уведомлении, к акту проверки прилагаются протоколы или заключения о проведенных в аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке лаборатории указанного органа исполнительной власти либо лаборатории, с которой указанным органом исполнительной власти заключен договор исследований, испытаний и экспертиз алкогольной продукции.

Следует закрепить принципы проведения исследований, испытаний и экспертиз алкогольной продукции: принцип бесплатности для проверяемого хозяйствующего субъекта данных мероприятий, незаинтересованность лаборатории в результате, порядок отбора лаборатории на конкурсной основе, право проверяемого хозяйствующего субъекта оспорить результаты, ответственность лаборатории хозяйствующего субъекта химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или лаборатории, с которой хозяйствующем субъектом заключен договор на проведение указанного контроля.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, ограничения, не предусмотренные данным законом могут устанавливаться только на основании федерального закона.

Следует отметить, что регистрация “новой” пищевой продукции на сегодняшний день предусмотрена положениями Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" и не требует дополнительной регламентации

2. В соответствии с пунктом 12 Проекта Росалкогольрегулирование осуществляет установление агротехнических и технологических приемов, что не закреплено Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 .02.2009 № 154.

3. Указанные в регламенте понятия необходимо привести в соответствие с регламентами Европейского союза.

4. Проект предусматривает закрытый перечень технологических операцийи технологических средств, используемых для производства винодельческой продукции. Производители винодельческой продукции вправе использовать любые технологические операции и технологические средства, обеспечивающие безопасность продукции и не запрещенные законодательством Российской Федерации.

ФАС России планирует в ближайшее время обсудить данные вопросы с членами Экспертного совета регулированию рынка алкоголь по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Учитывая вышесказанное, ФАС России считает невозможным согласовать проект в представленной редакции.

Просим рассмотреть возможность проведения рабочего совещания с участием представителей Федеральной антимонопольной службы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей бизнес-сообщества для снятия разногласий по данному вопросу.

П.Т. Субботин


← Возврат к списку